У вас заключен договор с контрагентом, в котором вы выступаете в качестве исполнителя. Все обязательства с вашей стороны выполнены, но заказчик не платит по договору. К сожалению, ситуации, подобные этой, встречаются довольно часто. Как поступить, чтобы получить причитающиеся денежные средства? Разберемся в сегодняшней статье.
Алгоритм действий, если заказчик не платит по договору
Итак, исполнитель понимает, что неоплата по договору затянулась и пора действовать. Но что конкретно ему нужно предпринять?
Для того, чтобы и добиться причитающихся денежных средств и оставаться при этом в рамках правого поля, необходимо придерживаться следующего порядка взыскания задолженности по договору.
- Проведение переговоров, выяснения причин неоплаты. Первым делом стоит выяснить, почему заказчик тянет с оплатой. Вполне вероятно, что на то есть объективные причины. И тогда проще заключить дополнительное соглашение и предоставить контрагенту отсрочку или рассрочку, чем добиваться денег через суд. Переговоры как способ разрешения недоразумений могут проходить в двух формах:
- устные – когда стороны встречаются «с глазу на глаз» и в ходе беседы выясняются друг у друга все интересующие их вопросы;
- письменные – деловая переписка, в ходе которой исполнитель и заказчик предлагают варианты разрешения возникшей ситуации, при этом переговорами будет считаться только взаимный обмен письмами, а не направление документов только одной стороной без участия в этом процессе контрагента.
Если стороны нашли компромисс, ему нужно придать правовой статус. Все достигнутые договоренности имеют юридическую силу только в том случае, если они закреплены письменно. Например, дополнительным соглашением о рассрочке производства оплаты по договору.
- Направление претензии. В правоотношениях между контрагентами это обязательный этап, который закреплен на законодательном уровне. Срок рассмотрения претензии может быть прописан в условиях договора, либо нужно ориентироваться на закон, который дает возможность обратиться в суд с исковым заявлением через 30 дней с момента направления претензии. Если грамотно составить этот документ, вполне вероятно, что он сможет повлиять на решение недобросовестного заказчика в вопросе взыскания задолженности по договору. В претензии обязательно должны быть отражены следующие моменты:
- основания возникновения задолженности перед заявителем (здесь указывается договор с полными его реквизитами – номером, датой заключения, сторонами в нем);
- когда закончились сроки производства оплаты по договору;
- какую именно сумму остался должен заказчик, при этом в нее уже могут входить штрафы и пени;
- что хочет добиться исполнитель, направляя данную претензию: получить деньги, обсудить возможность рассрочки либо натурального варианта производства расчетов вместо денежного (к примеру, получить какой-то товар вместо денег в качестве оплаты по договору).
- что в случае отсутствия ответа и реальных действий исполнитель намерен обратиться в Арбитражный суд.
После направления претензии о взыскании задолженности по договору необходимо ждать реакции на нее контрагента. Дальнейшие действия зависят от результатов:
- заключить дополнительное соглашение – если заказчик предлагает свои способы разрешения возникшей ситуации и исполнитель с ними согласен;
- обращаться в суд – если контрагент никак не отреагировал на претензию либо предлагаемые им условия разрешения конфликта не устраивают исполнителя.
- Составление искового заявления. Чтобы инициировать судебный спор, нужно подать в суд исковое заявление. Но суд его может не принять или оставить без движения, если этот документ будет содержать ошибки. Вот почему к составлению искового заявления нужно подходить скрупулезно, а еще лучше — доверить это дело юристу. Только он сможет отразить:
- в какой именно суд будет подаваться иск (а также касаемо его территориального местонахождения);
- какие именно пункты договора и нормы закона нарушил ответчик;
- какова цена иска (состоящая как из самой задолженности, так и из штрафов и пени) и каков, соответственно, размер госпошлины;
- изложить правовую позицию заявителя в соответствии с имеющимися доказательствами;
- все необходимые реквизиты (правильное и полное наименование сторон, их адреса, представители, привлекаемые третьи лица и т. п.);
- конкретные требования, которые истец предъявляет к заказчику;
- перечень документов, пакет которых прилагается к иску.
Также важно помнить, что исковое заявление составляется в нескольких экземплярах: для суда, самого заявителя и для ответчика. Если участвуют еще и третьи лица, рассчитывать количество экземпляров нужно и на них тоже.
- Обращение в арбитражный суд. После того, как исковое заявление составлено, его нужно правильно подать в суд. Способов несколько, у каждого из них свои плюсы и минусы:
- отправка по почте, но не обычным письмом, а только заказным с уведомлением о вручении, из минусов здесь можно назвать цену такого отправления, а также возможная длительность доставки;
- личное обращение в канцелярию суда, иногда секретарь сразу изучает документ и указывает на его недостатки, которые можно оперативно устранить, но порой ехать самому в суд неудобно из-за его дальнего месторасположения, в некоторых судах к тому же установлен четкий график приема заявлений, а потому придется подстраиваться под него;
- можно подать иск в суд удаленно, это удобно, так как отправить заявление можно в любое время прямо из дома, но документы придется переводить в определенный формат, а у отправителя должна быть электронная цифровая подпись, чтобы заверить их.
Когда исковое заявление примут к рассмотрению, нужно будет участвовать в судебном процессе и доказывать обоснованность предъявляемых к ответчику требований.
Можно ли взыскать задолженность если договор не был подписан или услуги оказаны без договора?
Бывают ситуации, когда партнеры сотрудничают долгое время и между ними складываются доверительные отношения. Во избежание лишней, по их мнению, бумажной волокиты, свои правоотношения они не оформляют документально – договариваются на словах. Либо оформление откладывается «на потом» и исполнитель торопится приступить к работе, не подписав договор.
Но даже при таких условиях вполне возможно развитие таких событий, при которых заказчик не будет платить. Можно ли взыскать в таком случае задолженность, когда контрагент не платит? Если обратиться за помощью к юристу по арбитражным делам, ответ на этот вопрос будет положительным. Ему придется провести долгую и сложную работу, чтобы доказать и юридически обосновать наличие договорных правоотношений между контрагентами.
Отношения между исполнителем и заказчиком – это всегда риски. Но при грамотном подходе их можно избежать либо свести к минимуму их негативные последствия.