Урегулирование споров по договору

Представители бизнеса знают: даже тщательно составленный договор не является гарантией того, что по нему не возникнет споров. Как решить их наиболее эффективно – расскажем далее.

Причины возникновения споров по договору

Причины возникновения споров могут быть самыми разнообразными. Наиболее частыми из них являются:

  • самовольное изменение одной из сторон условий договора;
  • неисполнение обязательств, прописанных в условиях соглашения, или отступление от них;
  • разногласия по поводу сроков начала и окончания действия договора;
  • разное понимание сторонами сути одного и того же пункта соглашения;
  • условия договора выполнены, но одна из сторон недовольна тем, как именно это было сделано;
  • одна из сторон без согласования с другой выполнила больший объем работ, чем было оговорено условиями соглашения;
  • разногласия по поводу цены (стоимости) товаров, работ или услуг;
  • разный подход к подсчету размера штрафных санкций, установленных условиями соглашения;
  • перепоручение исполнения договора третьим лицам одной стороной без согласия на то второй;
  • возмещение ущерба или убытков (не только реальных, но и возможных), причиненных как участникам соглашения, так и третьим лицам, когда такое причинение случилось в рамках исполнения договора;
  • отказ заключить договор или продлить срок его действия;
  • когда одна из сторон досрочно хочет прекратить сотрудничество по еще действующему договору.

Указанный перечень разногласий, которые приводят к спорам по договору, исчерпывающим не является. В основном причины зависят от типа договора: является ли он трудовым, аренды, купли-продажи, подряда и т.п.

Способы урегулирования споров по договору

Договоры могут быть разными, а способы урегулирования споров по ним, как правило, одинаковые. Далее перечислим варианты разрешения конфликтов, возникших по договору, и остановимся подробнее на каждом из них.

Переговоры между сторонами

К переговорам между сторонами компании прибегают чаще всего. Уладить возникшие разногласия стороны могут при личной встрече в ходе беседы. Это вариант удобен тем, что контрагенты напрямую друг с другом (или через своих представителей) решают, как можно уладить возникшие недоразумения.

В подавляющем большинстве случаев переговоры, при условии их грамотного проведения, приводят к желаемому результату – устранению недоразумений, ставших причиной спора по договору.

Однако, просто договориться в ходе переговоров мало. В обязательном порядке все достигнутые договоренности должны закрепляться отдельным документом, который подписывают все участники переговоров: соглашением об урегулировании спора.

Форма переговоров как способ разрешения спора по договору не всегда устная. Переписка спорящих сторон, в ходе которой они пытаются решить возникшие разногласия, — это тоже переговоры. Но здесь стоит обратить внимание на один важный момент: одна лишь направленная претензия может быть расценена только как приглашение к переговорам. А непосредственно переговорами будет считаться переписка, в которой принимают непосредственное участие все спорящие стороны.

Разрешение споров по договору путем переговоров будет обязательным, если такое условия прописано отдельным пунктом договора.

Медиация

В ходе медиации задачи по поиску разрешения разногласий, возникших в рамках подписанного договора, лежит на посреднике – медиаторе. Его роль заключается в том, чтобы помочь сторонам понять друг друга, а также разъяснить им последствия настаивания на своих позициях.

Медиатор бывает:

  • непрофессиональным — как правило, это юрист компании, которому доверили найти способ разрешить спор с контрагентами по конкретному договору;
  • профессиональный – юрист, привлекаемый со стороны, который специализируется на поисках разрешения споров по договорам и имеет соответствующие сертификаты.

Конечно, второй вариант более предпочтительный.  В арсенале профессионального медиатора есть приемы примирения сторон, которые он уже успешно опробовал на практике. Приглашение медиатора также поможет еще и сохранить хорошие деловые отношения между компаньонами, которые они могут испортить во время жарких споров в поисках выхода из конфликтной ситуации.

Досудебный порядок

Досудебный порядок как способ разрешения споров по договору используется довольно часто. Соблюдение досудебного урегулирования спора по договору представляет собой направление претензии одной из сторон конфликта другой его стороне.

В некоторых установленных законом случаях он является обязательным. Кроме того, обязательность претензионного порядка урегулирования споров по договору может быть прописана и в самом соглашении.

Даже если такой способ разрешения споров по договору и не является обязательным, к нему лучше все-таки прибегнуть. Все-таки это будет быстрее и дешевле, чем если спор будет перенесен в суд.

В некоторых случаях переговоры между сторонами также могут быть расценены как досудебный порядок разрешения разногласий по договору.

Обращение в суд

К такому способу разрешения спора по договору лучше прибегать только в крайних случаях, когда все возможности договориться мирно исчерпаны. Но если уж судебных тяжб избежать не удалось, без помощи юриста не обойтись.

Для начала он подготовит исковое заявление. Оно не может быть формальным и шаблонным. В иске все требования заявителя должны быть изложены подробно и обоснованы ссылками на нормативно-правовые акты.

В рамках судебного процесса юрист будет отстаивать позицию своего доверителя, искать и представлять доказательства его правоты.

Как видно, спектр возможностей для разрешения спора по договору достаточно широк. Но какой из них наиболее эффективен для каждой конкретной ситуации – сможет определить юрист по договорам.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять